Автомобили-близнецы

Eжедневно по будням в эфире Радио «Комсомольская правда» (97,2 FM) выходит программа «Дави на газ». Из многих тысяч звонков в студию мы выбрали несколько важных вопросов, касающихся особенности конструкции автомобиля. «Почему они устроены так, а не иначе?» — спрашивают автолюбители. Мы собрали объяснения инженеров, дизайнеров и маркетологов от автопрома, чтобы ответить на эти вопросы.

Турбина: круто, но ненадежно

«Почему атмосферные моторы долговечнее, но турбомоторов становится все больше?»

В атмосферный движок воздух поступает сам по себе, под действием атмосферного давления. А воздух нужен — без кислорода бензин гореть не будет, мотор заглохнет. Хочешь сжечь больше бензина — дай больше воздуха. Для этого и нужна турбина.

Экологические нормы, все эти Евро-… (в России сейчас обязателен пятый класс для новых машин, а в Евросоюзе уже Евро-6), не оставили шансов старым большим моторам, как у «Волги» или у «ЗиЛа». Большие Volvo, дорогие Jaguar, даже спортивный Chevrolet Camaro — двухлитровые. Движки теперь маленькие, легкие, с тонкими стенками, но топливо и воздух туда загоняются под высоченным давлением, так что забудьте об их надежности. Они сделаны для радости экологов, а не для экономии ваших денег.

Движок рычит для успокоения водителя

«Зачем бесступенчатой коробке фальшивые передачи?»

В самом деле, к чему огород городить? У машины с коробкой-вариатором (их еще называют CVT) всего две педали, а передачи не нужно переключать, потому что их нет и в помине, но конструкторы машин все равно имитируют переключение передач. Потому что водителям иначе некомфортно. Мы с вами привыкли, что при разгоне машины мотор шумит как бы волнами. Сначала рев нарастает, пока растут обороты двигателя, потом на миг прерывается (происходит переключение передачи в коробке), потом снова нарастает и снова прерывается. И уже на большой скорости движок рычит во весь голос. Так мы ощущаем разгон и темп. Потому и герои кинобоевиков во время погонь зачем-то все время дергают за ручку коробки передач, будто ступеней там полсотни. Для большей крутизны зрителю нужна вся эта движуха.

А машине не нужна. Вариатор — это бесступенчатая коробка, такой тип передачи вращения еще великий Леонардо придумал, нет там шестеренок и ступеней. И устроена она так, что машина может разгоняться, когда двигатель работает с одним и тем же усилием. Но водители впадают в расстройство: машину всучили какую-то медленную. Вот во избежание этого недовольства маркетологи и придумали способ нас обхитрить — дали задание инженерам сделать виртуальные передачи. Электроника заставляет мотор периодически увеличивать и сбрасывать обороты. А водители и рады обману, успокоились.

Выбирай по красоте, а не по внутренностям

«Почему все машины почти одинаковые по конструкции?»

Бизнес так устроен, что на разработку всего одной модели тратится сотни миллионов евро и потом эти деньги нужно годами отбивать. Но если делать одну и ту же машину с небольшими изменениями, но под разными названиями и даже марками, то расходы окупятся быстрее. Да и запчасти производить крупными сериями выгоднее. Вот и получается, что покупатель выбирает между Hyundai Solaris и KIA Rio, а они отличаются только внешностью и еще некоторыми мелочами. То же с VW Polo и Skoda Rapid, Opel Astra и Chevrolet Cruze. Или Renault Duster и Nissan Terrano. Продолжать можно долго: Toyota и Lexus, Audi и Porsche, BMW и MINI, Fiat и Jeep, Renault и Mercedes… И делают «братьев» не только парами, тиражируют одну и ту же конструкцию (говорят — «платформу») на десятки моделей! Машины теперь придумывают не инженеры, а продавцы.

А ЧТО ЕЩЕ?

Нос не дорос

«Из-за чего водитель не видит носа своей машины?»

Это вводит в ступор начинающих, которые пока не чувствуют габаритов авто и еще не приучились смотреть, куда едет машина, а не на нее саму. Они не видят передок автомобиля и все время боятся врезаться или царапнуть бампер о препятствие. Нет смысла поднимать кресло и вытягивать шею — передний край, скорее всего, так и не увидите. Носы современных машин делают очень покатыми по двум причинам.

1. Для обтекаемости: меньше сопротивление воздуха — быстрее разгон и ниже расход топлива. На экономичности и экологичности сейчас повернуты все производители.

2. Для безопасности пешеходов, чтобы не было наезда, удара в область таза или брюшной полости, а машина просто «подсадила» человека на капот. Следующим шагом будут подушки безопасности для пешеходов, чтобы им еще и падалось мягко.

Защита от шума

«Защитит ли фетровая обивка железо?»

Если вы заглядывали машинам в колесные арки, то могли увидеть во многих за колесами накладки из нетканого материала, похожего на шляпный. А ведь туда вода брызжет, камни летят, песок, битум. Автопроизводители, вы чего?

В действительности локеры (так еще называют эти подкрылки) защищают амортизаторы и различные трубки от летящих от колес песка, грязи и воды. Да, с этим справятся и пластиковые, но пластик звонкий, шум от дороги не просто передается в салон, он усиливается, как от барабана. Поэтому защиту иногда делают войлочной, но материал и его обработка делают эти детали долговечными. Да и стоят они примерно по тысяче рублей, если вдруг захотите поменять или установить самостоятельно.

И опять: борьба с шумом сейчас важнее реальной защиты. Вам не поставят простую железную пластину под мотор, чтобы сберечь его от камней. Потому что это добавит затрат и уменьшит дорожный просвет. Но для вашей радости сделают двойными резинки по контуру дверей и толще стекла, чтобы дверь закрывалась не с бряцанием, а с благозвучным хлопком. Пыль в глаза!